Вопрос: Как транспонировать музыку из строя До в строй Си бемоль?

 

СИ БЕМОЛЬ МАЖОР: КАК РАБОТАТЬ В ГАММЕ? Сольфеджио 2 класс. Ступени, опевание, устойчивые интервалы

Видео взято с канала: Music School by Sisters OFFICIAL


 

Муз.Ликбез (НЕ)-ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ [Сравнение]

Видео взято с канала: Study Music


 

Транспонирование

Видео взято с канала: Ekaterina Suvorkina


 

Sibelius Как транспонировать в тональность или на интервал

Видео взято с канала: Александр Тепин


 

��ТРАНСПОЗИЦИЯ мелодии с примерами. ПРОСТО о сложном. Всего 2-3 шага

Видео взято с канала: Уроки Трубы SilverTMusic


 

Транспозиция

Видео взято с канала: Сольфеджио. Шаг за шагом с Натальей Юговой


 

КАК МЕНЯТЬ ТОНАЛЬНОСТЬ НА ГИТАРЕ легкий способ

Видео взято с канала: Разборки с Рудым


38 комментариев

  • 0:35 Терминология и зачем транспонирование нужно
    3:40 О знаках альтерации
    6:20 Основная часть видео. Моя схема транспонирования в 2-3 шага
    6:40 Шаг 1. Перенос тональности на нужную высоту
    9:00 Шаг 2. Перенос мелодии на нужную высоту
    11:00 Шаг 3. Есть ли проходящие знаки (при нотах)?
    11:30 Шаг 3.1 Самый простой случай
    12:25 Шаг 3.2 Случай чуть посложнее

  • Минорный аккорд в чистом строе звучит даже хуже чем в темперированном. Возможно потому, что в основе минорного аккорда диссонанс, а темперация этот диссонанс усиливает. Любопытно, что с тех пор, как была придумана равномерная темперация, подавляющее большинство признанных шедевров для фортепьяно написано именно в миноре.

  • По строю актуальней было бы коснуться вердиевского 432, и хороший настройщик ф-но скажет, что более идеально, как-бы, настраивают часть нот, несколько вариантов, соответствующих опр. эпохам, �� скрипка идеальный инстр.

  • Ааа! где ты был пол года назад? ты сейчас собрал в кучу и выдал цельным продуктом все то, к чему я так долго шёл но не мог внятно объяснить. Я кенту сегодня именно об этом толковал, ему было тяжело, но после прсомотра твоего видоса он поймёт эту тему лучше, я уверен!
    . Спасибо, Даня, как обычно крут.
    Кстати тоже самое с этой песней было, тоже аккорды сам поменял, стало легче, но не смог вступление ниже сыграть и забросил( ты его вообще не играешь? Или тоже не можешь сыграть на тон-полтора ниже?

  • Наталья спасибо вам большое, очень помог ваш урок, сейчас как раз осваиваю саксофон и там совсем другой строй чем иу гитары или фортепиано, поэтому ваш урок как нельзя к стати. Ещё раз большое спасибо, вы прекрасный педагог

  • Вечер добрый. Большая Вам благодарность за ваши чудо-уроки. Мы всегда смотрим их с большим удовольствием. У нас к Вам есть одна большая просьба, не могли бы вы нам помочь с нотами одной колядки, нам нужно её снизить и написать под детский хор. С благодарностью прихожане храма сыт. Николая….

  • Спасибо огромное!!!! Так все понятно. Сейчас в условиях дистанционного обучения приходится самой во многое вникать. А с Вами все ясно. И сама поняла (хотя музыкального образования у меня нет) и дочери все объяснила. Спасибо.

  • Будучи ребёнком взялся настроить своё пианино. Думал, что если настроить все интервалы от Ля (440Гц) без слышимых биений, то получится идеальный строй. Через 4 часа упорных стараний случался удар по моей психике, когда оказалось, что вышло полное г. Так я понял разницу между «не» и «темперированным» строем ))

  • Денис а такой вопрос вот все эти программные синтезаторы (Правильно я понимаю что они настраиваемые то есть можно каждой клавише вручную задать нужную тебе частоту), которые ты использовал, можно прямо в Cakewalk загружать как плагины? Они вместе с базовой комплектацией идут или их нужно отдельно скачивать (Где можно бесплатно скачать)?

  • Интересно, что древний китайский строй (12 Люй) образован такой же чередой квинт (с учетом октавной коррекции), что и пифагорейский строй. В силу специфики китайской культуры, два типа полутонов уподобляются месяцам солнечного года, а весь строй из 12 интервалов уподобляется календарному году. Пропорции этих китайских месяцев полутонов точно такие же, как и в пифагорейском строе: 256/243 (20/19) и 2187/2048 (16/15).

    Вот эта дорожка музыкальных месяцев (от Ля, по возрастанию):

    A=Bb-B=C-C#=D#(Eb)-E=F-F#=G-G#(Ab)-A

    Значок = означает большой месяц или полутон, а значок малый месяц или диес.

    Таким образом, две величайшие культуры древности греческая и китайская проповедовали один и тот же строй, в рамках которого акустическое совершенство музыкальных пропорций значительно превышает уровень совершенства современного (темперированного) музыкального строя, с его откровенно корявыми терциями и секстами.

    И, конечно же смешно слышать про невозможность транспонирования и модуляции в рамках квинтового строя, основу структуры которого составляют акустически чистые интервалы: квинта и кварта, две терции, два тона и два полутона. При этом все квинтовые цепочки из 12 интервалов, построенные от любой ступени, абсолютно идентичны.

    Например, череда 11 квинт от ступени Е до Bbb рождает ступени на которых гармонично выстраиваются гамма G-Dur и B-mol.

    Что же касается череды 11 квинт от ступени С, то на этой основе успешно выстраиваются гаммы G-mol и Ф-Dur, где литера Ф означает ступень F, пониженную на комму. Не удивительно, что попытка построить гамму С-Dur на квинтовой цепочке от ступени С не увенчалась успехом.

    Очевидно, что переход от одной тональности к другой требует (в рамках квинтового строя) перестройки отдельных его ступеней, что вполне выполнимо на старинных клавесинах, но практически неосуществимо на фортепиано.

    Однако, на современных электронных клавирах перестройка может быть выполнена практически мгновенно.

    Стало быть, сегодня больше нет необходимости мириться с неполноценными созвучиями и аккордами равномерной темперации.

    Пифагорейский музыкальный строй может быть возвращён на своё почетное место, конечно, при условии избавления от его заведомо ошибочного толкования.

  • Вы не задумывались, почему главной гаммой муз. строя является гамма С-Dur, а камертонной ступенью строя является ступень А (Ля), а не С (До)?

    Если стартовой ступенью пифагорейского строя выбрать ступень А, и сделать 11 квинтово квартовых шагов, то вот что выйдет:

    A E B F# C# G# D# Bb F C G D

    Первые три и последние четыре ступени ряда образуют гамму С-Dur:

    С D E F G A B

    Первые четыре и последние три ступени ряда образуют гамму Е-mol (но не A-mol):

    E F# G A B С D

    Каковы же пропорции интервалов в построенных гаммах?

    Диез это порождение 5 шагов, а его пропорция 256/243. Это ни что иное, как греческий диесис или лейма, или малый полутон. Соответственно бемоль = 243/256.

    Пифагорейский диес не равен полутону, который рождается на седьмом шаге квинтового ряда. Его пропорция на комму больше и равна: 2187/2048 (греческая апотома). Эта, на первый взгляд, несуразно громоздкая звуковысотная пропорция всего на 2 цента отличается от пропорции натурального полутона (16/15). На слух они практически неотличимы. То есть, апотома это и есть полутон, в пропорции которого фигурирует пятерка: (4х4)/(5х3) = 16/15.

    Но главный интерес для нас представляют терции, рожденные квинтовым ходом.

    Пропорция б.терции формируется на восьмом шаге: A/F = 8192/6561 = 1,24859.

    Отличие данной пропорции от пропорции натуральной б. терции (1,25 = 5/4) всего лишь 2 цента.

    Пропорция м.терции формируется на девятом шаге: Е/С = 19683/16384 = 1,201356.

    Отличие данной пропорции от пропорции натуральной м. терции (1,2 = 6/5) всего лишь 2 цента.

    Как видим, при правильном обращении с квинтовым ходом, чудесным образом выстраиваются гаммы со звуковысотными пропорциями, неотличимыми от идеальных натуральных пропорций греческих тетрахордов. Это касается и терций и секст.

    Да и было бы странно, если бы гений великого Пифагора породил строй с заведомо негармоничными терциями. В чем же тогда состояло бы его величие.

    Деградация математического мышления в средние века привела музыкальных теоретиков того времени к ошибочному толкованию структуры квинтового ряда и к незаслуженному очернению великого учения пифагорейской школы.

    К сожалению, сегодняшние музыкальные теоретики не далеко ушли от средневековых схоластов. На словах восхваляя Пифагора, они огульно приписывают величайшему уму древности своё убогое толкование квинтового строя.

  • С точки зрения математики.
    Задача. Во сколько раз надо повышать каждый следующий полутон, чтобы за 12 шагов (12 полутонов в октаве) частота звука увеличилась в два раза (интервал октава)?
    Решение. Надо найти корень двенадцатой степени из двух.
    Ответ. Приблизительно в 1,06 раза.
    Таким образом, одноименные ноты в соседних октавах различаются по частоте в два раза. Ля первой октавы 440 герц, ля второй октавы 880 герц. До первой октавы 261,63 герц, до второй октавы 523,26 герц. И т. д. А весь строй это члены геометрической прогрессии.

  • хочу провести эксперимент, где помимо малой и большой терцией будет средняя. Когда мы хотим отразить какую либо ноту относительно (негативная гармония все дела) тоники «центром » или «осью» считается точка между малой и большоё терцией от тоники. Какими тогда будут трезвучия, вызывать ощущение мажора или ощущение минора, или ощущение чего-то нейтрального, или звук будет просто диссонантным? Ваши предсказания
    P.S. человек далёкий от академического муз образования, да и от базового тоже 1 класс музыкалки так и не окончил.

  • Интерксно, но не сказал бы, что разница прямо аховая. Скорее всего это из-за психологической привычки к темперированному строю. Интересно было бы послушать десятиинтервальный звукоряд, как у старинных гуслей и первых органов. Впринципе можно на гитару подставить бридж так, что бы октава была на десятом ладу…

  • Я еще в муз школе столкнулся с тем что,например, в произведениях где последовательно идут аккорды С и Е невозможно настроить третью струну хотя разбег, казалось бы, между соль и соль# минимальный. Думал кривые гитары,но даже дорогущий Ibanez этим грешил. Жаль я не увидел этот ролик 20 лет назад)))

  • Спасибо!А то все говорят-говорят о разнице, а практически ушами хотелось давно услышать) на аккордах разница слышна четко, а вот терции я не отличила. Вроде еще можно поэкспериментировать на самих струнах рояля?

  • Получается, в строе пифагора «фишка» что можно натуральную квинту взять в «гармонии» от любой ступени. Или это не цель была, а побочный эффект, а фишка чисто философски-математическая в использовании минимума дробей.

  • Кстати по поводу Баха очень много споров, мнение использовал он равномернотемперированный строй, или близкие к нему варианты темпераций споры идут до сих пор. В целом во времена Баха существовало порядка 4-5 систем хорошей темперации. Также и современное фортепиано практически никогда не строится в понастоящему равномерный строй, есть различные подходы по выстраиванию «хоров», в итоге получается максимально близко к равномерной темперации, но всё равно не до конца.

  • Немного недогнал, как это октавы в чистом строе и в равнотемперированном неравны?
    В чистом это 2:1, а в равно темперированном это (2^(1/12))^12 = 2^(12/12) = 2^1 = 2.
    Ну квинты не равны, да:
    В чистом это 3:2, в равномернотемперированном это (2^(1/12))^7 = 2^(7/12), очевидно что 3/2 неравно 2ум в степени 7/12, иначе вторая часть приводилась бы к 3/2 легко (да и вообще все эти степенные формы не приводятся к натуральным дробям)

  • При нынешнем высоком уровне развития микроэлектроники, можно сделать «умный» синтезатор, который налету будет исправлять огрехи равномерной темперации
    и смещать все интервалы оптимально по алгоритмам, которые в него запрограммированы заранее!
    Почему никто этим не займется, очень удивляет меня, ведь, если бы во времена Баха такая возможность была, он бы ее использовал,
    это же расширяет горизонты музыки колоссально.

  • Очень хорошая работа! я не так грамотен, но мысли по поводу строя давно занимают меня… хочется пойти ещё дальше и сравнить звучание разных произведений в разных строях… и узнать, что там со строем в Турецкой и Индийской традициях =)

  • Денис, спасибо за наглядное сравнение созвучий и аккордов в разных строях. Всё вроде верно, но один момент сильно смущает.
    Вы, вслед за большинством музыковедов, утверждаете, что в пифагрейском строе терции звучат очень неблагозвучно, поскольку их звуковысотные пропорции очень далеки от натуральных терцовых пропорций чистого строя. И именно по этой причине, они (терции) якобы не были популярны в древнегреческой музыке.
    Но, как же тогда быть с древнегреческими тетрахордами?
    Например, тон тон полутон (С-D-E-F). Первые два тона формируют б.терцию, а последние два м.терцию.
    Если принять во внимание, что полутон E-F имеет пропорцию 16/15, а весь тетрахорд реализован в чистой кварте (4/3), то терция С-E с неизбежностью имеет пропорцию натуральной б.терции 5/4: (4/3): (16/15) = 5/4.
    Идём дальше. Два первых интервала тетрахорда это два тона. Но каких именно тона, вот в чем вопрос?
    В чистом строе пропорция целого тона равна 9/8 это порождение двух квинт с учетом октавной коррекции. Но два подряд целых тона образуют не чистую б.терцию, а так называемую, ув. б.терцию (81/64), которой нет места в рассматриваемом тетрахорде.
    Единственная разумная комбинация интервалов тетрахорда это тон ум.тон полутон:
    9/8 10/9 16/15.
    А теперь о самой главной загадке: как согласуется логика греческих тетрахордов с их чистыми терцовыми пропорциями с логикой пифагорейского строя, в котором якобы нет чистых терций. Напомню речь идет о музыкальной культуре древней Греции.
    Действительно, пифагорейский строй образован чередой квинтово квартовых шагов, пропорции которых основаны на двойке, тройке и четверке. Казалось бы, в такой структуре невозможно появление интервалов с пропорциями, основанными на числе пять: 5/4 и 6/5.
    Но, это всего-лишь, досадное заблуждение, возникшее в средние века, в силу утраты ключей к сакральному наследию древних культур.

  • Спасибо очень интересно.
    Я как дирижёр хора сталкиваюсь с этим часто.и хорошо слышу.
    Мне кажется что тембр инструмента которым вы демонстрировали разницу,недостаточно ярко её передаёт. Какой-то более мягкий наверное бы лучше подошёл.

  • Товарищ Бах изобрёл свой темперированный строй именно для инструментов с фиксированным звучанием. Что до Пифагора, то пожалуйста: скрипка, вокал, безладовые басы… В том числе и струнные инструменты, где струны могут подтягиваться. На перегрузе мажорные аккорды звучат идеально, если опускать на пару герц большую терцию. И с бас-гитарой консонируют. А с клавишами нет. Ну и что? Какие, нафиг, клавиши в нормальной тяжёлой группе?

  • Спасибо еще раз за интересный урок! Есть такой вопрос, очень для меня важный. Хотя я музыкой занимаюсь уже много лет, я, до недавнего времени, не знал даже основ музыкальной теории ( ну ладно, совсем элементарные вещи типа интервалов /трезвучий/обращений аккордов я знаю)), я учился у преподавателя играть на гитаре и в основном изучал технику игры ну и вот самые основы. А песни с детства писал, какие бы они ни были. А вот недавно начал курить теорию, пусть и на уровне музыкалки, стал гораздо больше понимать что к чему, но вот музыка моя стала гораздо хуже. Я стал заморачиваться на то, чтобы сочинить что-то «интересное» (ага, используя целотоновый звукоряд или пытаясь использовать сложные аккорды), и музыка стала такой убогой. Потеряла естественность. Так все поначалу начинают искусственно усложнять композиции, или я не тем путем иду? Импровизации всегда получаются красивыми и жизненными, а специально пишу — вымученное задротство, даже товарищи по группе ( а мы маткор -матрок-матметал играем) говорят, что я слишком увлекся сложностями. Я понимаю даже, как хорошие песни писать, но внезапно это стало казаться обыденным и скучным. Как совместить интересность и «душу»? Понимаю, вопрос может и тупой, но очень хотелось бы услышать совет. Спасибо, Денис!

  • Тоже почти разницы не услышал. Ну, есть какое-то ощущение непохожести, но поменять местами сэмплы, и я один от другого вряд ли отличу. Уж точно не скажу, где какой строй, вслепую. Хотя на тестах на слух 6 центов улавливаю.

  • АААА, как же сложно! Проще петь научиться, чтобы брать все ноты)
    У меня сразу же первый вопрос возник на 3:40. Я вообще не понял как Соль Минор перекочевал в Ми мажор, до этого всё было понятно. Если объяснишь ещё процентов на 20 мне станет понятнее, что происходило в этом видео, ахах)
    А и ещё хотел вопрос задать, если каподастр повышает тональность гитары, соответственно, можно например переставить на лада так 4 выше и петь при этом не выше оригинала, а ниже. Т.е. как поют например на октаву ниже под оригинал. А здесь было бы на сексту (?) ниже, но играя при этом простые аккорды. Надеюсь ты понял, что я хотел спросить)

  • Нихрена не понял, но очень интересно.©
    Всегда было интересно узнать такие нюансы, учитывая, что музыкой я стал заниматься недавно как хобби. И потому, не слышу сильных нестроевичей в приведенных примерах. Хотя настройки диатонических губных гармоник различаю, именно в плане центов в рамках одной тональности.

  • Здравствуйте. У вас интересный канал.
    Если можно задать вам вопрос, то вот он. Я не могу вспомнить как зовут исполнителя на старинных клавишных инструментах, который на концертах играет на тех инструментах, что стоят в залах, где он гастролирует, а его лично инструмент он настроил в натуральном звукоряде для аутентичного исполнения музыки той эпохи. Возможно, он играл на нем на концертах. Помогите, пожалуйста, восстановить его фамилию (в интернете найти не удается).

  • Вы слышали/читали где-нибудь, что, к примеру, квинта даёт тонику на октаву ниже, а кварта на две октавы ниже от верхнего звука? Всё по обертоновому ряду, только в место обертонов основные частоты, а вместо основной частоты результат интерференции звуковых волн — унтертон. Не нахожу по этому никакой конкретной инфы, только что мол их кто-то слышит, а кто-то нет.

  • интересно было послушать аккорды в разных строях, видно, в то время, 3-4 века назад, многим доставляло дискомфорт слушать (играть) импровизации с модуляциями в далекие тональности, значит, еще и поэтому Бах перешел на «хорошо темперированный» строй)

  • Очень хорошо, можно ещё ролик про трутемперамент. С кривыми ладами, почему ещё не продают такое в магазинах? Ведь направление то верное, понимаю лицензия, авторские права. Ау, Китай, али экспресс, где вы?))

  • Спасибо. Меня очень уже давно интересовала эта тема. Интересно было бы послушать какие-нибудь средневековые произведения, написанные для строя Пифагора и чистого строя именно в том строе, для которого они и писались. А потом сравнить, как они звучат у нас. И еще, я не поняла: Бах писал свои произведения для другого строя? Хотелось бы узнать подробности, с примером звучания и сравнения, если можно. Все таки великий композитор!

  • Говорю за себя, мне было сложно понять всю ту теорию, которую ты изложил. Если быть честным, то понял лишь 50% от сказанного тобой. Скорее всего проблема во мне, ведь большинство пишут, что им всё ясно. Я лишь прошу тебя чуть более углубиться в музыкальную теорию в следующих видео и сделать это попроще, а также было бы просто отлично, если бы ты поведал нам из каких источников ты брал информацию в самом начале своего пути) А в общем, всё как всегда великолепно! Спасибо! ЛАЙК!!!

  • Очень интересно.Значит Бах писал для чистого строя.Получаються что в темперированом строе они звучат те так.?Знал ли Бах о темперации или да то почему выбрал чистый строй ведь при модуляции он приводит к искажениям,и некоторому диссонансу.?Неужто только из за терций?

  • Хорошая лекция. Проблема для духовиков, скрипачей, вокалистов при совместной игре с темперированными инструментами. Их в натуральный строй тянет. Что гитары касается, то от давления пальца на прижатую струну, высота может значительно плавать.

  • Вот, нашел в Википедии:
    «Энгармонический клавицин — исторический клавишный музыкальный инструмент, принадлежавший князю В. Ф. Одоевскому. Ныне хранится в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.[1]

    Этот инструмент был заказан у мастера немецкого происхождения А. Кампе, проживавшего в Москве…….это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа; таким образом, в каждой октаве инструмента Одоевского образовалось 19 клавиш вместо обычных 12-ти»