Вопрос: Как написать блюзовую песню?

 

БЛЮЗОВОГО ЛАДА НЕ СУЩЕСТВУЕТ(?)

Видео взято с канала: Study Music


 

Что такое блюз. Уроки саксофона. Петр Риттер.

Видео взято с канала: Петр Риттер Проект САКСОтерапия


 

Научитесь играть в 10 разных жанрах и станьте «Мастером Акустики»!

Видео взято с канала: Уроки игры на гитаре Первый Лад


 

КАК написать песню �� на одной струне ⚡ Turbo Ukulele

Видео взято с канала: Turbo Ukulele


 

Как написать песню (метод свободных импровизаций)

Видео взято с канала: Нани Ева


 

Как написать песню карантин Блюз (Анимация)

Видео взято с канала: PtkiPtke


 

Как сочинить музыку на гитаре (написать рифф и бридж)

Видео взято с канала: Импровизация с песнями


26 комментариев

  • Здравствуйте, Алина. Раскрываете свои секреты? Спасибо, очень честно и откровенно. Настоящая поэзия в джазовой гармонии звучит божественно. Вот только одно замечание, ваша индивидуальность затмевает любого ученика. Когда же мы услышим новые песни в вашем исполнении? Для того чтобы писать великие песни, нужно иметь великую душу. Если в душе не звучит, никакие ноты не помогут создать хорошую песню.

  • Денис большое спасибо за урок. Материал непростой, но смогли удержать интерес до конца ролика. Честно говоря, подсознательно я понимал то, что вы смогли обосновать в этом видео. Например я разучиваю песню написанную в Cdur с модуляцией Gdur в припеве. Там нет хроматизмов. Но триольность (шафл), явно выраженное синкопирование и протяжно-опевучий характер определенных слогов придают ей типичную блюзовую окраску.

  • Увидел уведомление, с радостным лицом моментально нажал на него, попутно подключая усилок, сажусь уже с гитарой и медиатором в руках, и вижу что это курс по акустике, ну, я рад что хорошие и годные курсы пока не мертвы.

  • Отлично! Напишу первое впечатление, не обдумывая, дабы не расплескать..
    Мне показалось интересно, если типа 2 товарища будут переговариваться, как бы чуть перебивая друг друга: один такой добрый романтик, а другой позлее поциничнее (ха-ха сразу спрос пойдет! Даешь разведешь лохов����).
    Еще интересно, что предпоследняя фраза про звезды вызвала мурашки, а ее повтор их убил..
    Может быть тут вокализ на заднем фоне? Ну или провывание некоторых фраз вторым голосом..
    Даешь, коммерция!!

  • Slave songs of united States https://archive.org/details/slavesongsunite00garrgoog/page/n32/mode/2up
    Blue Notes and Blue Tonality https://www.jstor.org/stable/1215019?read-now=1&seq=1#page_scan_tab_contents
    Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика
    Oliver P. Savannah syncopators: African retentions in the blues
    Kubik G. Blue note
    Конен «Блюзы и XX век»
    Конен «Рождение джаза»
    Mediant Mixture and “Blue Notes” in Rock: An Exploratory Study https://mtosmt.org/issues/mto.17.23.1/mto.17.23.1.temperley.html

  • Когда вы сделаете ваши курсы доступными для жителей Европы? Я бы с удовольствием приобрел курс или подписку, но столкнулся с проблемой оплаты, у меня только евро(
    Зарание спасибо за фидбек и ваш труд!

  • Посмотрел урок, чуть запутался. Про блюзовую ноту понятно, про пентатонику понятно.
    Не понимаю вот что: в блюзовом квадрате участвует субдоминанта. А мажорная пентатоника вообще не содержит 4 ступень. И как должна в этот момент звучать партия правой руки?

  • Парни, просто бомба! За Rockabilly, отдельное спасибо! Играю эту музыку, и не смотря на то, что в этом курсе по этой теме для меня нового нет, обязательно куплю его, как уже купил несколько. Благодаря Вам, моя гитарная жизнь стала гораздо разнообразнее.

  • Что будет, если русскую грамматику применить к китайскому языку? То-же самое, как применение европейской теории музыки к блюзу или другим этническим муз. культурам. Для образованных европейцев обучающихся блюзу это полезно. Начальные уроки китайского для русских тоже лучше воспринимаются если их проводят на русском языке. Так-что давайте применять европейские лады с древнегреческими названиями к блюзу, хотя они к нему отношения не имеют, к настоящим древнегреческим ладам тоже не имеют. Это наш странный музыкальный язык, но наш, и на нём нам легче изучать язык блюза.

  • Добрый вечер. Проясните, пожалуйста, один момент. Нашёл в интернете такое изречение:
    «Квартовый скачок может быть не приготовлен, но замкнут, и наоборот.» На нотном стане половинные G↗️ A↗️ D↘️ C.
    Не могу понять, что такое замкнутый скачок?

  • Хочу поблагодарить вас за уроки по джазовой импровизации, благодаря вам как бы дверь открылась, просто стало понятно с чего нужно начать. Мой учитель просто был удивлен (я правда не стал ему говорить что посмотрел ваше видео) как я так адруг заиграл ☺️. Просто я долго немог понять что к чему и откуда плясать. Думаю что и с блюзом такая же история ☺️. Я нехочу сказать что мой учитель плохой, нет он классный музыкант и преподает уже давно, ну вот как то нехватало какого то простого, но очень главного приема, который я нашел на вашем уроке. Заранее благодарен спасибо

  • Добрый дннь Пётр, большое спасибо за урок, посоветуй пожалуйста с чего начать, начинающему, играть блюз. Очень хотелось бы освоить, но прям незнаю с какого краю подступится, посоветуй какой блюзовый исполнитель большк подойдет для новичка и какую фонограмму, лучше взять.

  • очень интересный взгляд и анализ «блюзового лада». По сути, то о чем ты говоришь (особенно про выбор тех или иных блюзовых тонов в контексте гармонии), я чувствовал на каком-то интуитивном уровне, по этому «традиционное» восприятие через теорию «блюзового лада» давалось трудно, ибо взгляд всегда был «однобоким». И кстати, блюз это яркий показатель синергии мелодии и гармонии, когда по отдельности они могут не звучать как блюз. Так что спасибо, что собрал воедино из разных источников различный взгляд на «блюзовый лад».

  • Blah–blah–blah… Гамму Seargent’a никто и не считает «блюзовой», зачем весь этот длинный ролик?
    Блюзовый лад НЕ включает ни ре, ни ми-бекар, ни ля (если говорить в до-мажоре), зато в нём есть фа-диез.
    И в таком виде он СУЩЕСТВУЕТ:).

    Вообще, достаточно понять, что «блюзовый лад» (блюзовая интонация) идёт именно от гитарного аккомпанимента госпелу (формировался во 2й половине 19 века на юге Штатов), когда третью пониженную ступень **в мажоре** «подтягивают» немного вверх. Эта (упрощённо) минорная терция в мелодии на фоне мажорной терции в гармонии и является основой блюзового звучания.
    В классическом еаропейском образовании это называется «девятая пониженная ступень». Достаточно послушать «Rhapsody in Blue» Гершвина. Но опять-таки, настоящая блюзовая нота может быть использована только нетемперириванном инструменте (гитара, голос…), остальное (как и любые попытки как-то формализовать джаз на основе европейской теории) от лукавого.

  • В этой лекции было много слов, терминов, околоблюзовой болтовни, только не было самого БЛЮЗА и музыки…
    И таких знатоков МОРЕ… Начинаешь с ними, что то живьем играть набор нот, музыки нет, звука нет, кайфа нет…

  • Спасибо за простую и интересную подачу материала, без излишнего позирования и мудрствования. Доступно как школьнику так и взрослому. Если можно, раскажите о звуке и звукоизвлечении..Мягком, без атаки и т.д.

  • Спасибо, Денис, за этот урок! Задел за живое!
    Я вдруг осознал, что 20 лет не обращал внимание на очевидное противоречие.
    Когда мне было 13 лет, дирижёр нашего джазового оркестра Сергей Иванович Шуленин (Светлая ему память) показал мне и другим музыкантам блюзовый лад (первая, третья минорная, четрвертая, четвертая повышенная, пятая и седьмая эолийская). Это случилось, когда на репетицию пришло очень мало музыкантов и можно было заниматься только импровизированным ликбезом по импровизации. Этот случайный урок существенно определил моё музыкальное становление.
    С тех пор я стал пытаться импровизировать пользуясь этим ладом.
    Постепенно я стал расширять кругозор блюзовой и околоблюзовой музыки. Это была сначала Metallica, потом Jimi Hendrix, Gary Moore, David Sanborn, B.B.King, SRV.
    Я стал замечать, что помимо названных мне нот «минорного блюзового лада», есть ещё и ноты «мажорного блюзового лада», а так же и вторая мажорная и вторая пониженная, и шестая повышенная, и седьмая повышенная. И по слуху я впитал блюзовый язык многих музыкантов со «словами» и «идиоматическими выражениями» (licks), подходящими под гармонический контекст и стал пользоваться им.
    Но я до сих пор не придавал значения тому, что заданная мне изначальная модель блюзового лада от С.И. Шуленина, оказалась упрощенной, и подходящей для начала обучения импровизации детьми, но не полной.
    Я внезапно понял, что для себя представлял основу блюзового языка, на уровне нот (фонетики, видимо, по аналогии с языком), через три уровня иерархии (по частоте употребления и, следовательно, значимости):

    основной лад (первая, третья минорная, четрвертая, четвертая повышенная, пятая и седьмая эолийская), который идеально ложится на минорный блюз (изобретение композиторов)

    и есть вспомогательные расширяющие его ноты, для которых нужен особый гармонический контекст, например,

    мажорный блюз (мажорная третья, шестая дорийская) (аутентичный, народный). В минорном блюзе мажорная третья ощущается довольно неуместно: https://youtu.be/AGPx-ekqZEo, а наоборот минорная третья в мажорном блюзе совершенно нормально и типично. Причем по ощущениям она там бывает чаще мажорной. Родилась гипотеза, что мажорная третья была привнесена была в блюз извне (джаз? Соул? Чикагский ритм-энд-блюз?).

    Есть хроматические ходы от седьмой эолийской, через гармоническую к первой, и от первой через вторую пониженную (фригийскую) ко второй. Они иногда возникают при подходе к аккордам 1,4,5 с полутновыми сдвигами снизу и сверху. Кстати, даже повышенная пятая, встречается, когда к «доминанте» подходим с полутонового сдвига сверху.
    Получается, что все хроматические ноты в блюзе бывают уместны и на них можно сделать «амнистию» и не рассматривать как сколько нибудь характерные для «блюзового лада». А то выходит, что все 12, полутонов будут в ладу.

    Причем большинство этих нот не берётся в чистом статичном варианте, а находится в движении, то есть возникает как бенд в определённом, обусловленном конекстом, направлении.

    Когда я в данном уроке увидел блюзовый лад от до, вместо ля (минора), это взорвало мой мозг:) Я ещё раз осознал, насколько по разному люди подходят к осмыслению явлений исходя из своего багажа. Я имею в виду приведённых исследователей. Насколько важно от чего они стартуют. Некоторые знания оказываются сдерживающими догмами, не позволяющими понять явления противоречащие текущей картине мира. (Я недавно упоролся по Спиральной динамике:) )

    Прошу прощения, за поток сознания:)

     Я буду ещё долго осмыслять этот материал, спасибо за вдохновение, Денис! \m/

  • Множественность ладов и возникающие в связи с этим сложности это свойство не только блюза. Европейские лады это тоже заморочка. Средневековые это 7 основных и 7 плагальных, а дальше больше. Это не считая в сумме сотен темпераций применявшихся в Европе в рвзные эпохи. Индийские лады это космос. 80 ладов для самых обиходных мелодий и сотни ладов для профессионалов с делением октавы на неодинаковых 22 интервала (шрути). По крайней мере это наши родные локрийские, миксолидийские и прочие лады. Наскольку их глубокое знание помагает сыграть фортепианный концерт Чайковского? А насколько помагает играть блюз галиматья из инородных европейских ладов? Но деваться-то некуда, альтернативы нет. Индусы свою теорию музыки развивали 4 тысячи лет, европейцы две с половиной. Длюзовые музыканты за пароу десятилетий успели только позаимствовать европейскую теорию и неказисто приладить её к бюзу. И слава Богу.

  • Сожалею, Денис,но я на этот раз не могу ни в коем случае согласитьсяза нек-рыми исключениями. У. Сарджент не является никаким авторитетом в блюзе, также как и Эберсольд в джазе. Откуда классический скрипач( я тоже был им)с академическим образованием может разбираться в блюзе,если он никогда его не играл ; во-всяком случае, не существует никаких его записей а это the main test.Как раз скрипка была главным инструментом в начальном периоде блюза. Его «гамма » не имеет отношения к действительности ; надо только взять записи блюзовых вокалисток и начать изучать вглубь, чтобы понять, что блюз это не звукоряд, но набор типических интонаций, из которых можно составлять по желанию ассортимент блюзовых звукорядов. Что же касается «блюзовых»нот, то вы правильно упоминаете взаимовлияние африканских и арабских муз. культур, где внетемперированные питчи являются неотъемлемой частью. Разница только в том, что у арабов эти питчи имеют фиксированную высоту, а у африканцев и афроамериканцев нет, поскольку совмещается с глиссандированием и интенсивным вибрато. Интонирование блюзовых нот включает в себя не менее не менее трех питчей внутри полутонов между обеими терциями, обеими квинтами и обеими септимами. Я обучал вокалистов блюзовому пению, несмотря на то, что сам им не являюсь ; моей наилучший школой блюза не были книги Тима Ричардса или Марка Харрисона, но два тура совместных выступлений с Мемфисом Слимом в 74-75 гг. Наверно, мой бэкграунд исполнения арабской и персидской музыки как-то помог. На основе опыта работы со Слимом В 2000-х гг я организовал первый в Израиле блюзовый воркшоп в Rimon School. Интересно, упомянутая вами работа Кубика переведена на русский язый? Как раз его схема блюзового звукоряда выглядит ближе к действительности, хотя афроамериканцы ненавидят его книги.

  • Очень интересно и полезно. НО… Зачем ты плашку с нотами кладёшь так, что не видно гриф? Это сделано специально? Не, я понимаю, что это тема не для пионЭров, но залепив нотами гриф ты просто сразу отсеял тех, кто, глядя на гриф, и попробовал бы за тобой повторить, но увидев нотный стан, просто закрыл видео и всё. Я просто ставлю себя на место автора подобного видео, так я бы нотами лучше бы собственное лицо закрыл, но чтобы гриф было видно.
    Но видео интересное и реально полезное. Есть обо что подумать. Спасибо. Лайк.

  • Додекакафония получается джазовая импровизация же! )
    Слушать невозможно.
    А блюз я находил самостоятельно, да, действительно, пониженная 5-ая, т.е. тритон в мелодическом сочетании с соседними 4-ой и 5-ой канает отлично.

  • Ребят, ну вы как обычно, даёте сверхполезную учебную инфу. Мне очень грустно, что Ваш канал не самый популярный на рутюбе. Мне бы хотелось поучиться у Вас лично для вдохновения. У Вас бывают личные уроки?

  • Привет Денис! Скажи пожалуйста, а можешь сделать видео с рассказом о концепции импровизации в рамках ладовых ячеек, ну скажем на примере индийской раги или мугама не освещая всех тонкостей ну просто в общих чертах, чтобы были понятны принципы?

  • Спасибо тебе огромное. Я вот иногда задаюсь вопросами и в голове появляются возможные ответы, а ты их только подтверждаешь. На счёт «10-ти-нотного блюзового лада», я импровизировал на минус в ля мажоре по блюзовой пентатонике ля, но подумал, но блюзовая пентатонике фа диез тоже зайдет, поиграл и она добавила больше мажора или рока что ли, и если их сложить как раз получаются те ноты, о которых ты говорил))

  • Денис, как всегда все усложнил и засыпал терминами. Этот звукоряд до, ре, ми бемоль, ми, фа, соль, ля, си бемоль, получается если совместить в один звукоряд мажорную и менорную пентатоники. Слушая настоящий блюз, мы видим фразы именно по пентатонике, и мажор и минор. Диатоника не причем. Стил гад зе блюз Гарри Мура это не блюз, а баллада, медляк в простонародье. Фишка блюза именно в мажоро-минорности) И обязательно бэнды. И на гитаре и на губной гармошке. 3я низкая ступень, в третью высокую и далее по фразе тогда сразу блюз выходит.

  • блин, вот уж не знаю как на твой канал наткнулся, но вообще об этом не жалею (хоть ты и похож на Борю Павлова, и от того не покидает ощущение, что щас будет обзор на классический маслкар)

    круто что в Ютубе есть такие веселые чуваки, которые так хорошо умеют вывести из ступора